ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ФИО*
Город*
E-mail*
Нажимая "Подписаться" вы даете согласие на обработку ваших персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.
Шпаргалка "ПРОдетей". Загадки.
Педагогическая задача технологии "Загадки"
Формат «загадок» может быть использован для развития и закрепления детских представлений в области математики, грамоты, ознакомления с окружающим и т.д. Этот формат может быть также использован для экспресс-диагностики степени усвоения детьми конкретных понятий.

В ходе решения «загадок» дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои ошибки и ошибки своих друзей. Выполняя задания без постоянной помощи воспитателя, дети приучаются к самостоятельности. Они также учатся «читать» различные символы – от схематических изображений до геометрических фигур, букв и слов.

Формат «загадок» может также использоваться для быстрого подсчета отсутствующих/присутствующих, что в свою очередь позволяет детям тренироваться в навыках сравнения и счета.

Процедура проведения
1
Воспитатель заранее подготавливает «загадку», размещает ее на стенде, рядом или здесь же – карточки детей с их фотографиями, материал для проверки решения, если он предусмотрен загадкой.
2
Ребенок, входя в группу, «читает» загадку сам или при помощи других ребят группы, решает ее, при необходимости пользуясь дополнительным материалом, находит свою карточку и размещает ее под своим ответом.
3
Во время общего сбора группы (на утреннем или вечернем кругу или в другое удобное время) педагог «прочитывает» с детьми загадку, обсуждает с детьми процесс решения, показывает, как нужно было пользоваться дополнительным материалом, подытоживает верный ответ, обсуждает ход решения у тех, кто решил правильно и у тех, кто решил неправильно. При этом важно не акцентировать внимание на том, кто верно решил загадку, а кто - нет.
4
Если у загадки нет единственно верного ответа (ты мальчик или девочка? какого цвета у тебя глаза?) можно подсчитать число тех и других ответов и обсудить, кого в группе больше/меньше (или равно)
5
Дети, захотевшие поменять свой ответ, могут сделать это самостоятельно как до, так и после обсуждения (а могут остаться при своем мнении)
Принципы технологии
Проверяемость верного ответа: для каждого ребенка должен быть один верный вариант ответа – хотя для вопросов типа «ты мальчик или девочка» для разных детей будут разные верные ответы. Этот ответ должен быть проверяемым: очевидным (одет ли ты в шорты?); с привлечением книги (какого цвета заяц зимой?); с проведением эксперимента (тонет ли камень в воде?). Важно – загадки это не про выражение собственного мнения, и вопрос «что ты больше любишь, яблоки или бананы?», сюда не подойдет
Самостоятельность: дети подходят к стенду самостоятельно в течение определенного промежутка времени (например, до утреннего круга), поэтому важно, чтобы все или большинство детей могли расшифровать текст загадки без привлечения воспитателя
Коммуникативность: возможность обсудить задание, высказать свое мнение и попробовать переубедить друга – важнейший элемент технологии. Этот процесс происходит без участия педагога. Так же важно спросить у детей, чем они руководствовались, решая загадку – как у тех, кто решил верно, так и – особенно – у тех, кто решил по-своему.
Вопросы могут быть как со специальными вариантами ответа (огурец зеленый или красный, заплатка квадратная или круглая), так и с вариантами ответа «да» и «нет». Если Вы используете в загадке ответы «да» и «нет», их стоит обозначать словами, не используя цвета или, допустим, смайлики. Используйте и такие загадки, в которых верным ответом будет «нет»
Опционально – хорошо связать тему загадки с проходящей в группе темой, это позволит провести диагностику включения детей в тему и усвоение информации
Темы загадок
Для ознакомления с форматом загадки у малышей: цвет в одежде, предмет одежды, ты мальчик или девочка
Звуки: что начинается так же, как «кошка»? Какая рифма к слову «дом»?
Числа: сколько объектов изображено? Чего больше/меньше?
Цвета: какого цвета помидор? что получится если смешать синий и желтый?
Формы: какой формы мяч? из чего состоит квадрат?
Логические: что к чему подходит? что следующее?
Тематические: что растет на огороде? утонет ли камень в воде?
и многое-многое другое
Технология "Загадки" во второй младшей группе
здесь будет видео
За подробностями сюда
Ответы на часто возникающие вопросы
В: Как составлять загадки?
О: Типичная ошибка составления загадок – попытка превратить загадку в занятие, когда мы вызываем каждого ребенка к доске, а остальные на это смотрят. Загадки – это что-то, что решают сами дети, и мы просим дать детям возможность их обсудить, это очень важно. Загадки висят в конкретном известном ребенку месте, и он сам, заходя в группу, подбегает к загадке и выбирает ответ, который он считает правильным. Одновременно подойти к загадке может 5-6 детей, и это будет стимулировать обсуждение загадки. Мы хотим, чтобы дети а) думали, б) обсуждали свои идеи.
Еще один нюанс составления загадок состоит в том, что ответы дети должны быть способны проверить и доказать с помощью материала, доступного им всем. Загадки не должны быть многозначны, когда дети не могут продумать и доказать все детали своего ответа.

В: Загадки можно привязывать к теме проекта?
Короткий ответ – да, конечно, почему нет?
Если вы работаете с малышами, то в начале года хорошо их ознакомить с форматом загадок – например, связанными с цветом или предметами одежды, которые не привязаны к теме проекта, а просто помогают детям освоиться с технологией. С более старшими детьми, которые уже знакомы с этим форматом, можно с самого начала года привязывать загадки к теме проекта.

В: Можно ли озвучить вопрос загадки, если нельзя, то почему?
О: Если у вас одна и та же загадка вывешивается каждый день, и меняется только один элемент, например, значок цвета, вы можете озвучить вопрос несколько первых дней, и вскоре стоит надеяться, что дети друг другу сами смогут объяснить, о чем спрашивает загадка. Общий ответ на вопрос – «Можно ли?» обычно звучит так: «Смотря зачем». Если вы понимаете, какую задачу вы решаете – не только можно, но и нужно. Озвучивать загадку имеет смысл для того, чтобы дети поняли, услышали, чтобы они знали, что за загадка. Если им это понятно без озвучивания, то, конечно, это не нужно.

В: Количество загадок на неделю.
О: Количество загадок на неделе зависит от вашей задачи, даже если там один и тот же цвет, потому что дети приходят в разной одежде каждый день, и для них эта загадка будет новой в новых условиях.


Есть вопрос!
Ваше имя
E-mail*
Задать свой вопрос
Нажимая "Отправить" вы даете согласие на обработку ваших персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением.